Телевизор подключили к Интернету

Опубликовано: 30 сентября 2020

Каналы используют Сеть для продвижения своего контента, Интернет-аудитория с удовольствием смотрит и обсуждает ТВ-проекты.

Российское телевидение становится все более актуальным и злободневным — так можно охарактеризовать основной тренд минувшего сезона. В прошлом сезоне было модно говорить, что Интернет убьет телевидение. В этом сезоне все постепенно убеждаются в обратном: каналы используют Сеть для продвижения своего контента, Интернет-аудитория с удовольствием смотрит и обсуждает ТВ-проекты.

Видя какой резонанс телевизионный продукт вызывает в Сети, отечественные телепродюсеры осваивают новые форматы — от нашумевшего сериала «Школа» на Первом канале до новостных выпусков «Инфомании» на СТС.

У Интернета телеканалы заимствуют в первую очередь способ общаться с аудиторией — более живой и непринуждённый. Так, «Инфомания» сообщает о новых трендах и событиях в науке, культуре и обществе. Отличительная особенность программы — жесткая блоковая структура, подача материала напоминает сайт в Интернете, плюс в эфире нет ведущего, вместо этого колумнисты (опинион-мейкеры). Продюсерский проект Тины Канделаки последние полгода демонстрировал высокие рейтинги в своей целевой аудитории, из-за чего с апреля стал выходить на СТС три раза в неделю вместо одного. В эту среду «Инфомания» по своей основной аудитории 18-45 получила долю 12,58% при рейтинге 1,38%, обогнав «Секс с Анфисой Чеховой» на ТНТ (доля 7,00%; рейтинг 0,76%). То есть говоря простым языком, научпоп стал интересней секса, интеллект победил тело.

Запущенные ранее телепроекты тоже становятся актуальней. Так, линейка интеллектуальных ток-шоу Первого канала обращается ко всё более и более острым темам. Вспомнить хотя бы выпуск «Судите сами», вышедший после финальной серии «Школы». Или «Закрытый показ» с фильмом «Девственность» о падении нравов современных девушек. Проекты Первого канала вообще в этом сезоне были одними из самых обсуждаемых. В темах дня, по версии Яндекс.Блоги, не раз были новости, связанные с сериалом «Школа». Такой же интерес вызвала и «Гордон-Кихот» с Никитой Михалковым в гостях, интервью Познера сначала с Кирсаном Илюмжиновым, а затем с Георгием Жуковым. Хитом в Интернете стали и юмористические проекты Первого канала — «Мульт личности» и «Прожектор перисхилтон». Ролики из этих программ не раз появлялись на главной странице видеохостинга YouTube.

Порадовал минувший телесезон и публицистическими проектами. СТС запустил «Историю российского шоу-бизнеса» — документальный цикл Бориса Корчевникова и Сергея Шнурова. Генеральному продюсеру СТС Вячеславу Муругову помимо суперхитовых сериалов — «Маргоши», «Ворониных» и набирающих популярность «Игрушек» — удалось успешно запустить новые для СТС форматы. Оба проекта канала — «Инфомания» и «История российского шоу-бизнеса» — оказались интересны зрителю. Программа со Шнуровым взяла в прошлое воскресенье долю 12,37% при рейтинге 2,62%. «История российского шоу-бизнеса» напоминает цикл передач Леонида Парфенова «Намедни». После ухода Александра Роднянского с СТС и назначения Вячеслава Муругова генеральным продюсером, каналу предрекали скорое «осолдачевание». Одна из оценок, которую нередко можно было услышать тогда на рынке — «Муругов, будучи бывшим КВНщиком, не сможет сделать ничего умнее сериала «Солдаты». Действительность, как мы видим, сильно расходится с прогнозами.

Мэтр российской журналистики Леонид Парфенов в уходящем сезоне представил сразу несколько документальных фильмов: «C твёрдым знаком на конце» к юбилею газеты «Коммерсантъ», «Хребет России» об истории Урала и «Зворыкин-Муромец», посвящённый изобретателю телевизора Владимиру Зворыкину. Все они стали одними из самых обсуждаемых в блогах ТВ-событиями.

В то же время традиционной для российского ТВ «чернухи» становится меньше. Даже мужской канал НТВ в минувшем сезоне продемонстрировал частичный отход от криминальной тематики, завоевав зрителя проектами Павла Лобкова в жанре научпоп, документальными фильмами («Алтарь победы», «Цены. История всероссийского обмана») и актуальным ток-шоу «НТВшники», которое начиналось не очень, но прибавляет в популярности с каждым новым выпуском. 4 июня доля программы составила 17,28% при рейтинге 4,44%.

РЕН, напротив, решился на усиление «чернухи» и запустил в конце мая сериал «Черкизона. Одноразовые люди». Перешедший с СТС в Национальную Медиа Группу (РЕН и «Пятый канал») продюсер Александр Роднянский, имевший на рынке образ «интеллектуала», решил поднимать цифры канала страшной историей Черкизовского рынка. Поговаривают, что изначально «Черкизону» готовили для Первого, но главному каналу страны не подошло чрезмерное углубление в криминальную тематику: бордели, рабы, наркотики. Стратегия Первого канала оказалась верной, а выбор Роднянского — нет. Сделав основную ставку на «Черкизону», он, судя по рейтингам, прогадал. Сериал редко поднимается выше доли в 2-3%, ставя крест на реформе канала, затеянной Роднянским. Это ещё раз подтверждает, что «чернуха» уходит из актуальной повестки дня, зритель устал от неё. Поэтому попытки РЕН сыграть на этом поле не приносят и вряд ли принесут высокие рейтинги. Нерадостно дела обстоят и у другого канала — холдинга НМГ. Пятый канал после ребрендинга, приглашения в эфир Ксении Собчак и агрессивной рекламной кампании, когда огромными брендмауэрами были завешаны обе столицы, так и не стал интересен аудитории. Доля зрителей, которые смотрят «интеллигентный», по словам Роднянского, Пятый канал колеблется от 1% до 1,5%.

В целом же за прошедшие девять месяцев можно отметить увеличение количества информационно-развлекательных программ на отечественном телевидении. Именно такие проекты в большинстве своем продемонстрировали высокие зрительские рейтинги. Это значит, что в будущем телесезоне мы можем ожидать в эфире расширения качественной журналистки на СТС, продолжения «Инфомании» и «Истории российского шоу-бизнеса», новых проектов Леонида Парфёнова, документальных фильмов и научпопа Лобкова на НТВ, и очередных неожиданностей от Первого канала.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.