Спиноза, Россия и Разин

Опубликовано: 6 марта 2020

Привет, ньюслендеры! В то время, как страна кипит в поисках ещё большей демократии, а омбудсмены (слово то какое красивое) напрягают могучие мозги в поисках национальной идеи, некоторые не очень ответственные наши представители, не желая, видимо, тратить сил на поиски совершенства и толерастии, подсосвывают не очень свежий, прямо скажем товар.

Например не так давно досточтимый Maxtalpa, будучи, видимо, в расстроенных чувствах, предложил совсем уж дикость — волю и справедливость как национальную идею. Да. Как это устарело. Нет, со справедливостью всё нормально — нам так и не удалось вспомнить, что это такое. Но вот зато слово воля мы вспомнили. И, будучи в крайнем возмущении от забвения наших любимых принципов дисциплины и послушания, попытались не только разучить это слово «воля», но и вспомнить — что же оно всё-таки означает.

Спешу погордиться. Не сразу и не полностью, но нам это удалось. Дабы не быть голословным, позвольте привести Вам, уважаемые часть диалога, в котором мы с Иваном Ебугеевым, при посильном участии и помехах (весьма полезных впрочем) «млечного пути» и очень старого Сержа (их слов я приводить не буду) нашли, смею надеяться некоторые основания понятия «свобода» на Руси. Вы спросите : «При чём здесь свобода? — О свободе речи не шло» Ну так пойдёт. А иначе зачем бы мне приплетать Спинозу? Его слова: «Свобода есть познанная необходимость, кто её познал — того она ведёт; кто не познал — того тащит». Впрочем и мнение Степана Разина приведу: «Я пришёл дать вам волю»…

А теперь диалог. Начался он с моего протеста Maxtalp’е, так что там будет немножко лишних слов:

nav66: Воля и справедливость. Только вот воля имеет свойство вырождаться в безответственность, а справедливость — в зависть. И так было всегда. Ну, на моей памяти. И раньше. Казаки — наглядная иллюстрация к обоим свойствам. Их изгоняли, чтобы не нарушить справедливости, а они в виде благодарности ударялись в волю.
Выход есть. Всем — в монастырь 🙁

Иван Ебугеев: Воля. Воля бросить курить. Воля к победе, стиснув зубы поборов лень, боль и страх. А свобода иной раз пуще неволи .)

nav66: Бросить курить как национальная идея? Не лишено. Многих знаю бросивших. Других идей у них не осталось, одна мысль и одна проповедь — Я бросил курить!!!! — Очень надоедливы и закомплексованы на этой идее. Видимо пострадали головой на этом поприще. Нет, я их особо не виню, но и находиться рядом с ними не очень хорошо. Есть и ненавязчивые, но в среднем этот путь не представляется перспективным 🙁

Иван Ебугеев: полагал вы способней и воспитанее. на примерах противопоставляю слово «воля» слову «свобода», а вы мне
«Бросить курить как национальная идея?»… это к чему ? ))

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Свобо́да — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события.

nav66: Попытаюсь быть воспитанным 🙁
То, что Вы подсовываете как определение свободы и есть определение «воли». Свобода есть познанная необходимость и возможности выбора необходимость, понятно, не предусматривает.

Иван Ебугеев: воля и свобода — разные понятия, вы этого не чувствуете ни на примерах, ни из простейших определений. тонкости перевода, русский для вас родной ?

nav66: Понятие «воля» в русском языке существует в двух значениях и первостепенное значение имеет то, что я привёл.

Иван Ебугеев: Избегая специфических философских терминов и обойдясь без свойственных мне примеров из жизни, типа осознанная потребность это когда ты хочешь писать, свобода состоит в том, шо ты можешь сделать это или потерпеть, а воля в том — сдержать себя или сделать это небанально, скажу кратко — свобода — есть богатство выбора, а воля есть сам выбор конкретной альтернативы. Воля — это выбор бросить курить, сможешь или нет это уже вопрос силы твоей воли. Воспитание человека с желаемым уклоном волеизъявления, чтобы он делал правильный выбор долгая и серьёзная работа, качество которой зависит от материала и мастера. Вкус свободы для безвольного человека гибелен. Благодаря воспитанию и знанию нравственных основ чаще всего выбор происходит автоматически.

nav66:Ну более-менее. Однако как руководство к действию неприменимо в силу некоторой продолговатости и я забыл упомянуть об одном осложнении… Выбор свободы (а не воли) вроде бы всегда ведёт к труду. Во всяком случае к трудностям… Однако надо вспоминать.

Иван Ебугеев: Выбор в пользу свободы и труд. Походу мы одним словом называем разные вещи. У каждого на поле боя есть свобода выбора, выбор широк — бежать, стоять, лежать, идти вперед, ждать чего-то. Саша Матросов из всего калейдоскопа действий выбрал самопожертвование, ради жизни других и выполнения боевой задачи. Свобода выбора была — его никто не принуждал. Воля его была к тому. Полз долго, мог передумать, но ему это далось легко, сила Воли работала мало, труда почти не понадобилось чтобы перешагнуть инстинкт, ибо вся работа была выполнена давно, обусловлена воспитанием и глубоко забитыми нравственными нормами. Для него этот поступок был нормой, говорят, он не мог иначе поступить про таких. Как животное мог, как Человек — нет. Его наследие огромно. Он показал, что так можно. В этом смысле он оставил большее потомкам, чем бы растил трусов где-нибудь в тепле. Передача лишь набора хромосом меркнет перед этим величием духа. Таких людей много. Обостренное чувство справедливости и неприятие подлости и зла ограничивают Свободу Выбора, но человек делает его легко и свободно в силу крепости духа и воспитания. Предварительный труд над собой облегчает принятие решения. Выбор свободы как побег из плена всего лишь проявление воли в условиях ограничения свободы выбора. Да или нет. Всего лишь.

nav66: Дошло наконец-то . Так воля для Вас — средство реализации свободы? — Абсолютно верно. Это наконец-то объясняет наши разногласия, а заодно и этимологию слова воля.

______________________________

Вот такой у нас получился вывод. У меня во всяком случае. Воля вовсе не состояние и не общественное положение, а качество характера, которое обеспечивало свободу в русском понимании. Раньше. Почти по Спинозе. А возможно и полностью по Спинозе. А может быть и то и другое и что-нибудь ещё. Во всяком случае совсем не то, что предлагал Степан Разин. Свободу нельзя взять. До свободы надо дорасти.

Иван Ебугеев; nav66

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.