Монополии давят культуру

Опубликовано: 18 ноября 2019

Искусство в Петербурге пронизано борьбой «западничества и славянофильства», культуры либеральной и культуры патриотического содержания. Город хоть и потерял статус столицы, но он остается важнейшим форпостом страны — то ли как окно в Европу, то ли как крайние западные врата России православной, многоконфессиональной и евразийской. В этом смысле знаковой была выставка в Мраморном дворце «Врата и двери».

С большой торжественностью отмечалось двухсотлетие Казанского собора, совпавшее с двадцатилетием возвращения собора Православной Церкви. Вообще, город все больше насыщается «скрытой теплотой патриотизма», все ярче украшается к Пасхе и Рождеству, ставшими красными днями календаря, все более многолюдными становятся православные фестивали. Одним из прекраснейших событий года был международный фестиваль «Академия православной музыки», выдающимися по накалу чувств были концерты Bolschoi Don Kozaken, исполнявшего песни в обработке Жарова, а также концерты Сербского Византийского хора «Моисей Петрович». Запомнились выставки «Под сенью креста» в Эрмитаже и «Русский праздник» в Русском музее. О русской трепетной душе, ее древних корнях заставила задуматься выставка Константина Коровина, посвященная 150-летию со дня рождения художника и наиболее полно представляющая его творчество за всю историю. Накал патриотизма вызвала выставка в Манеже ленинградца по месту рождения Ильи Глазунова. Размашисто отметил 25-летие виртуозный петербургский коллектив «Терем-квартет», популяризирующий русскую музыку и культуру.

20 лет отметил еще один яркий коллектив города — театр «Комик-трест», который находится в отличной форме. Из театральных событий больше всего порадовала премьера спектакля «Жар» в театре на Литейном, поставленного Романом Смирновым по прозе Татьяны Москвиной. Спектакль пронизан современным Петербургом, в нем узнаваемые типажи, актуальные споры и конфликты, к тому же он блестяще сыгран молодыми актерами театра. Из гастролей больше всего запомнились гастроли театра Женовача на площадке Теара Европы, спектаклей такого уровня психологизма и тонкости видеть еще не доводилось.

Прогремели вечеринки, посвященные 100-летию арт-подвала «Бродячая собака». Как и 100 лет назад, «Собака» является прибежищем поэтов и горнилом новой поэзии, несмотря на грустную потерю — смерть Владимира Склярского, директора арт-подвала и покровителя поэтов, умершего в день рождения «Бродячей собаки» — 31 декабря 2010 года.

В жизни поэтической апофеозом является «Григорьевская премия» с солидным премиальным фондом. В 2011 году она проходила второй раз, основал ее сын замечательного питерского поэта Геннадия Григорьева. В этом году $10 тыс. получил Александр Кабанов из Киева. Бурно проходили слэмы в Эрарте, появилось новое место для встреч в баре «Кокошка» у поэтов гражданской направленности, которых стало за 2011 год намного больше, что радует. Яркими событиями года в поэзии я считаю некоммерческий вечер выдающегося сибирско-московского поэта Мирослава Немирова в «Борее» и коммерчески супер-удачный проект «Гражданин поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова в ДК им.Горького.

Среди просветительских проектов хочется отметить проект Центра гуманитарных программ, посвященный 90-летию Русского исхода из Галлиполи, проходивший в РНБ и в Президентской библиотеке, закончившийся уникальным концертом, сделанным по стихам «белых» поэтов. В рамках проекта можно было увидеть, может быть, лучшее, что сделал Никита Михалков, — фильмы «Русские без России», посвященные судьбам белой эмиграции. Сильнейшее впечатление оставил вечер в библиотеке Лермонтова, посвященный памяти Юриса Подниекса, прославившегося фильмом «Легко ли быть молодым». Оператор Подниекса Александр Демченко рассказал о жизни и смерти режиссера и показал фильм «Конец империи», смонтированный уже после смерти мэтра.

Среди чисто петербургских выставок запомнились крупнейшая выставка художников Арефьевского круга, проходящая в Новом музее современного искусства и скромная, но пронзительная выставка актера-художника Бедностина в «Борее», работы которого поражают узнаваемыми ощущениями ленинградских двориков. Из той же серии — неожиданное открытие художника Сосноры, которого все знают как тонкого и значимого поэта Ленинграда. Графику Виктора Сосноры можно было увидеть на фестивале «Литература и кино» в Гатчине и в галерее Viewzen. Среди выставок петербургских авторов запомнились выставки мэтров — брутального живописца Феликса Волосенкова в Манеже и острого, самобытного скульптора Константина Симуна в Голубой гостиной Союза художников. Интересным событием года можно назвать выставку коллекционеров братьев Носкиных в музее Ахматовой, тем более что город не так богат коллекционерами и патриотами петербургского искусства. В 2011 году завершился многолетний выставочный и издательский проект в «Рахманиновом дворике» «Петербургская монохромная художественная фотография на рубеже веков», регулярно знакомивший петербуржцев с различными мастерами этого жанра

Но многие арткураторы как наиболее выдающееся событие года отмечают выставку арефьевцев, художников, отличавшихся своим изысканным художественным языком и предельной дозой искренности, что делает с годами их произведения все более ценными.

В области кинематографа мне больше всего понравился человечный и умный фильм «Охотник» москвича Бакура Бакурадзе, звездой которого стала питерская барменша из «Борея» Татьяна Шаповалова. Она сыграла в фильме главную женскую роль, фильм на «Кинотавре» в Сочи получил три приза, в том числе Татьяна — за лучшую женскую роль, фильм был отмечен и призами в Каннах. Что касается Сокуровского «Фауста» — с нетерпением ждем.

2011 год – год Испании в России, самым ярким его событием стала выставка «Прадо в Эрмитаже», позволившая тысячам россиян увидеть фантастическое по духовной заостренности и энергетике искусство Испании, не покупая турпутевок. Мощное впечатление произвела выставка в Эрмитаже английского скульптора Генри Мура, особенно его графика военных лет.

Развиваются звезды Интернета. Зашкаливает популярность петербургского актера Игоря Растеряева, выступающего с песнями о комбайнерах. Сотни тысяч посещений у андеграундной питерской певицы Альбины Сексовой.

Искусство западнической, глобалистической, космополитической направленности отлично было представлено в «Лофт-этажах», в «Эрарте». Одним из мощнейших событий этого направления можно назвать гастроли Московского Театра.doc, показавшего петербуржцам 10 моноспектаклей, рассказывающих о внутреннем мире современных персонажей артсцены Москвы. Ярким событием в области современного искусства стала выставка молодой петербургской художницы Татьяны Ахметгалиевой «Синтетическая реальность» в галерее «Ткачи», более известной в Москве и Европе, нежели у нас.

Из печальных тенденций. Дела о коррупции в сфере культуры. При всем уважении к гениальному маэстро, производящему в Мариинке продукцию мирового уровня — дело фонда Гергиева давно ожидалось в народе, хотя самая дорогая в мире Мариинская впадина уже вроде как начала обрастать коробочкой сверху. Тревожит судьба лакомого для бизнеса кусочка — «Новой Голландии». Коррупция в сфере культуры всегда печалит вдвойне. Позорное зрелище представляет собой «реставрация» Летнего сада, который нуждался разве что в регулярной покраске ограды и усилении охраны.

Вторая тенденция — огламуривание, снижение культуры. Парки Пушкина, Ораниенбаума и Петербурга перенасыщены работами салонного уровня скульптора Таратынова, который даже стесняется ставить свои подписи под своими развлекательными фигурками. Хотя у нас много интересных скульпторов, которые могли бы развивать вкус народа. В городе почти исчезла пресса, пишущая о культуре не только анонсы, но и некую аналитику. У писателей практически был отобран Дом творчества в Комарово, который только начал возрождаться и аккумулировать энергию пишущей братии.

Еще тенденция — подавление монополиями разнообразия культурной жизни. За год было закрыто 53 художественные галереи, что связано прежде всего с новшествами в налогообложении малого бизнеса, а также с появлением крупных мега-галерей. Почти нет шансов у работы малого книжного бизнеса. Сгорел цех вышивки в Лодейном поле, поставлявший продукт подлинно народных ремесел на сувенирный рынок, и так подавленный китайскими подделками.
.
Но, в общем, Петербург остается крупнейшим центром России, питающим как потребителей, так и творцов культуры самыми разнообразными событиями. Любые цветы могут найти себе свою почву для произрастания, хотя это становится делом все более трудным. А когда было легко?

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.