Сенсационное открытие выставки картин Николая Ге

Опубликовано: 1 августа 2020

Уникальное открытие российских искусствоведов. Им удалось, используя самые современные технологии, обнаружить картину, которую искали более ста лет. Полотно «Милосердие» Николая Ге, как оказалось, никуда не исчезало.

Название для первой за 40 лет масштабной выставки Николая Ге искали недолго. «Что есть истина?» — не просто полотно, открывающее экспозицию. Оно само — научное открытие.

С картиной «Что есть истина?» связана поистине детективная история. Написанная в 1890 году, она, в отличие от многих работ Ге, была, что называется, на виду. Последние годы выставлялась в Третьяковской галерее. Со временем на холсте появилось темное пятно, напоминающее чью-то голову. Но что скрывается за этим пятном, смогли выяснить только сейчас.

Для этого внушительный холст просветили рентгеновскими лучами — по частям, иначе аппарат не позволяет. Собранные воедино 33 снимка открыли секрет картины. Выяснилось — фигура Христа скрывает женские очертания. А темное пятно — действительно голова другого Христа, написанного ранее.

«Мы увидели, что она счищена. Какие-то детали одежды оставил. Барышню он оставил, так как есть. И на этом месте он пишет лицо Христа», — рассказывает заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

По этим элементам и сохранившейся фотографии эксперты сделали вывод. Перед ними другое произведение Ге – «Милосердие». Ее искали почти 110 лет. Почему художник зарисовал, уничтожил «Милосердие», можно только догадываться. С одной стороны, ее плохо приняли зрители и критика. С другой стороны, у небогатого Ге могло просто не хватать холстов. Автор знаменитой картины «Петр Первый допрашивает царевича Алексея» — вообще головная боль для современных реставраторов.

«У него не было времени написать какой-то вариант, отставить его, попробовать другой. Он на этом же холсте пробовал все новые и новые варианты. Переписывал лицо Христа в картине «Суд Синедриона», и она в худшем состоянии сохранности сейчас», — рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова.

«Суду Сенидриона» тоже досталось от современников. Образ сына божьего был очень далек от канонического. Картину завернули в газету — ее следы до сих пор видны на краске — и спрятали. После цепочки владельцев она оказалась в хранилище Третьяковки. Из-за дешевого лака практически потемнела. В 2008-м ее буквально спасли реставраторы галереи.

Швейцарец Кристоф Больман по-своему спас коллекцию рисунков Ге. Он купил их в 1974 году на блошином рынке.

«Я не представлял, кто их нарисовал. Знал только, что русский художник. Но меня поразила сама живопись. Я провел настоящее расследование, прежде чем узнал их автора», — говорит коллекционер Кристоф Больман.

Накануне выставки, где впервые представлены сразу 200 предметов живописи Николая Ге, эти рисунки выкупили спонсоры Третьяковки. Известно, что в Европу графику когда-то вывез сын художника. Вывезенные им другие шедевры отца, что называется, растворились. Поэтому символичен финал экспозиции — не картина, не рисунок известного русского художника, а фотография в натуральную величину — «Распятие», 1894 год, место нахождения — неизвестно.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.