На фотофестивале объединили Африку, эротику и войну

Опубликовано: 12 сентября 2019

В фонде культуры «Екатерина» открыли пять выставок о моде и стиле разных эпох в один день.

В фонде культуры «Екатерина» под одной крышей поселились любительские снимки начала ХХ века, созданные княгиней Анной Марией Боргезе, и полные эротики профессиональные работы Джима Ли, датированные началом XXI века. С ними соседствуют снимки африканца Малика Сидибе — вечеринки в Мали и студийные портреты жителей Бамако, эксперименты Юрия Торопцова с клетчатым платьем Мерилин Монро и фотосерии британца Тома Вуда о взрослеющих подростках, пассажирах автобусов и футбольных фанатах.

Самая интересная для любителей старины выставка — фотодневник эпохи княгини Анны Марии де Феррари, супруги Шипионе (Сципиона) Боргезе. Здесь наивные туристические снимки с романтическими руинами анфас или Реймским собором с кучей мусора на переднем плане соседствуют с репортажными кадрами с итало-австрийского фронта 1916-1917 годов.

Анна Мария вышла замуж за путешественника, исследователя и альпиниста, дипломата и будущего депутата итальянского парламента. Она фотографировала почти непрерывно с 1898 года и до своей смерти в 1924 году и сделала около 8 тыс. снимков, сохранившихся в семейном архиве в нескольких фотоальбомах. Все они аккуратно подписаны и датированы, так что перед глазами зрителя проходит вся история нескучной жизни высокородной дамы.

Анна Мария Боргезе путешествовала по России, Турции, Палестине, Сирии, Персии, Узбекистану, Афганистану, Египту, Китаю, Японии и Тунису. Среди ее фотографий можно найти портреты членов семьи и друзей, пейзажи и святые места, виды старинных городов Италии, сценки на борту корабля во время протяженных морских путешествий, на рынках или вокзалах, портреты домашних животных, сцены крестьянской жизни, охоты и спортивных развлечений. Триумфальная арка в Пальмире или пальмовые сады Багдада одинаково ей интересны. Целая фотосессия посвящена полету аэроплана под Римом в 1909 году. Многие кадры — безжалостная фиксация трагедий и боли: руины и тела после землетрясения в Авеццано в 1915 году, большая серия фронтовых снимков.

Анна Мария Боргезе работала в Красном Кресте и мужественно запечатлевала происходящее в окопах. Медицинские повозки, кладбища, полевая палатка офицеров и полевая месса, руины в Донье после бомбардировок 1916 года, пленные оборванцы с узелками в руках зафиксированы с той же внимательностью, что изящные женщины у достопримечательностей Италии на 10 лет раньше. В полевом госпитале княгиня фотографирует и операционную, и раненных, и отдельно лежащий на марле человеческий кишечник. Она стала одной из первых женщин-фотографов, которые работали практически на передовой.

Один из первых популярных любительских фотоаппаратов с рекламным слоганом you press the button, we do the rest («вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное») тогда был новинкой — он появился в 1888 году, а камеру для мгновенных снимков Kodak выпустил как раз в 1898 году. Эти аппараты давали возможность очень сносно зафиксировать происходящее и сохранить память об ускользающих мгновениях, которые иначе бы безвозвратно стерлись из воспоминаний.

Рядом с кропотливыми фиксациями фигуры нищего старика на Транссибирской дороге и японских рикш — все 9х9 см — работы Анны Марии Боргезе композиции Джима Ли производят оглушительное впечатление. У него можно увидеть фото с табличкой «Давящий свет» или «Мечтательный свет», снимки любовных пар с говорящими названиями «Удовлетворение» или «Легкость». Он был режиссером рекламных роликов для брендов одежды, но его фотографии, пожалуй, слишком горячие по сравнению с равнодушными лицами моделей на дефиле от-кутюр.

Еще одна выставка фестиваля на той же площадке — «Жизнь в розовом цвете» африканского фотографа Малика Сидибе. Казалось бы, Мали предельно далеко от Европы, но в столице страны, Бамако, шумные вечеринки 1960-1970-х — это европейские костюмы, и даже музыка, неслышная, но подразумеваемая, может оказаться той же, что и в Европе и Америке тех лет. Желание всеобщего единения и интеграции во всемирный исторический процесс в те годы было всеохватывающим. Студийные портреты Малика Сидибе во многом напоминают портреты его соотечественника Сейду Кейта, выставленные одновременно в Москве в Мультимедиа Арт Музее.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.