Олимпиада: зримые очертания

Опубликовано: 6 июля 2020

Сочинская стройка — это огромный, национального масштаба проект. Сейчас, за три года до олимпийских игр, можно оценить степень готовности к ним.

Человеческая природа такова, что из общего потока информации мы охотнее выделяем «жареные факты».

Если речь заходит о подготовке к сочинской Олимпиаде 2014 года, часто вспоминают скандалы (как выяснилось, дутые), связанные с изъятием у жителей Имеретинской долины земельных участков под строительство будущих объектов. Или — грузовой порт в той же долине, размытый штормами прошлой зимы. Или уж совсем недавнее — завышение чуть ли не вдвое стоимости сыпучих материалов. Всё так, но за деревьями надо замечать и лес.

Олимпийская стройка — это огромный, национального масштаба проект. Олимпиада 2014 — не просто большие деньги (по данным Минрегионразвития, траты на сочинскую Олимпиаду составят 30 миллиардов долларов), но и большие цели.

Сейчас, за три года до олимпийских игр, можно оценить степень готовности к ним.

Сочинскую олимпийскую стройку можно поделить на три кластера.

Во-первых, горный, который базируется вокруг посёлка Красная Поляна. В его окрестностях уже построен горнолыжный курорт «Роза Хутор» — уютный посёлок для спортсменов и несколько горнолыжных трасс — для скоростного спуска и слалома-гиганта. Трассы эти считаются одними из сложнейших в мире. На трассе для мужчин перепад высот — более километра, шесть трамплинов — с потенциальным вылетом до 70 метров! Трассы расположены на разных склонах, но финиш — в одной зоне на высоте 960 метров над уровнем моря.

В середине и в конце февраля здесь прошли соревнования Кубка России и Кубка Европы по скоростному спуску и супер-гиганту. Уже сейчас здесь шесть «рабочих» трасс для спортсменов и туристов. Действуют канатные дороги, работают система «снежных пушек», несколько метеостанций. Хотя предстоящий объём работ значителен — дополнительные канатные дороги, фристайл- и горнолыжный центры, сноуборд-парк и горный «филиал» Олимпийской деревни. Горный кластер на 70 процентов уже готов!

23 марта состоялась торжественная церемония закладки первого камня основной Олимпийской деревни в Имеретинской долине. На её территории поднимутся более полусотни корпусов, каждый из которых архитектурно индивидуален. Но в целом Деревня будет напоминать типичный средиземноморский городок — греческий, хорватский или испанский.

Деревня — лишь часть (причем с инженерной точки зрения — не самая сложная) — прибрежного кластера Олимпиады, где разместятся главные спортивные объекты: Центральный стадион, ледовый дворец спорта для фигурного катания, ледовая арена для керлинга, Большая и Малая ледовые арены, санно-бобслейная трасса и ещё целый ряд объектов. Всё это, хоть и в разной степени готовности, уже можно видеть.

Металлокаркасная часть Дворца спорта для фигурного катания возведена и своей «прозрачностью» напоминает Эйфелеву или Шуховскую башни. Ведётся монтаж внутренних инженерных коммуникаций.

В Большой ледовой арене завершён подземный этаж. Рядом построена холодильно-компрессорная станция, где встанут агрегаты суммарной мощностью 1,6 МВт. Тепло, выделяемое при работе столь мощных компрессоров, будет пущено на подогрев полов, воды и воздуха во внутренних помещениях.

На Центральном стадионе уже есть фундамент и цокольный этаж. На Большой ледовой арене закончен монтаж перекрытий, ведётся внутренняя отделка помещений нижнего уровня.

Спортивные сооружения — главные объекты предстоящей Олимпиады, её «лицо». Но, по мнению специалистов, самая сложная олимпийская стройка — третий кластер: работы и объекты Большого Сочи, которые касаются инженерных сетей и транспортных коммуникаций.

Реконструкция аэропорта в Адлере — и взлётно-посадочных полос, и аэровокзального комплекса — была проведена недавно. Ситуация в железнодорожном сообщении складывалась не столь удачно. В отличие от станции «Сочи», где гостей города встречает красивое, в сталинском архитектурном стиле здание для пассажиров, вокзала в Адлере никогда не было. Теперь там методом монолитного строительства возводят современный вокзал.

От него электропоезда начнут курсировать в горы, вплоть до «Альпика-Сервис». А дальше, выше в горы, дорога становится самым сложным инженерным объектом олимпийского Сочи: до «Роза Хутор» она представляет собой непрерывную череду тоннелей и мостов.

Исторически сложилось, что Сочи «прилепился» к морю: в широтном направлении у немаленького города всего две-три магистральных улицы. Летом машины со всей страны превращают город-курорт в огромную «пробку». Именно поэтому строится «верхняя» объездная дорога, развязка на пересечении улиц Гагарина и Донская. Когда всё закончится, через развязку пройдут несколько шоссе по четыре полосы движения на двух уровнях и семь съездов.

Многие вспомнят информационные сообщения о том, что зимой Сочи частенько остаётся без света: снегопады и ветер на перевалах рвут линии электропередач, а собственных электрических мощностей у города почти и не было. Энергетики приступили к реконструкции подстанции «Псоу», — сейчас она работает на жилые дома Адлерского района Сочи, а после реконструкции увеличит мощность на 65 процентов и даст энергию Большой ледовой арене, Крытому конькобежному центру, Главному медиацентру.

А новая подстанция «Изумрудная» обеспечит энергией аэропорт, объекты связи и совмещённую автомобильную и железную дорогу «Адлер — Альпика-Сервис».

Голоса скептиков поутихли, становится всё меньше сомнений, что в Сочи будет не просто Олимпиада, а большой зимний праздник. Ну а трассы, ледовые дворцы мирового уровня останутся. Кататься на лыжах здесь, у Чёрного моря, окажется удобнее и ближе, чем в Альпах или Пиренеях…

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.