В Москве вручили первую премию газеты The Art Newspaper Russia

Опубликовано: 14 апреля 2020

В «Манеже» состоялось торжественная церемония вручения первой ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia за 2012 год. Так редакция иллюстрированного ежемесячного издания, входящего в сеть газет с тем же названием и выходящих на английском, итальянском, французском, греческом, китайском, решила отметить год выпуска в России.

Необычность премии в том, что среди ее целей (помимо просветительской миссии) — поддержка развития художественного рынка. Тем любопытнее, что среди номинаций только одна касается «частных инициатив в области искусства», а именно — «Личный вклад». Остальные же: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» — к коммерции отношения не имеют. Зато имеют — к сохранению культурного наследия, напоминая, что рынок, в данном случае художественный, не существует без экспертизы, академической науки и культивирования традиции. Словом, арт-рынок на голом месте не появляется, для него почва нужна.

Показательно, что лауреатом в номинации «Книга года» стал четырнадцатый том «Истории русского искусства первой трети XIX века», выпущенный сотрудниками Государственного института искусствознания. О страстях и баталиях вокруг многострадального ГИИ все наслышаны. Том посвящен архитектуре, живописи, храмовым росписям, балету, книгоиздательству, театральным декорациям и костюмам первой трети XIX века и выпущен к 200-летию войны 1812 года. Он — часть большой фундаментальной работы, в которой всего планируется 22 тома.

В номинации «Реставрация года» отмечен труд архитектора Евгения Асса и Александра Епифанова, которые подготовили проект и завершили первую очередь реставрации Арсенала в Нижнем Новгороде. Сейчас в Арсенале, кроме выставок, работают медиатека, книжная лавка, музейное кафе, есть площадки для концертов, театральных постановок и перформансов… Вдохновителями «конверсии» и «перевооружения» Арсенала, превращения его в боевую единицу современного искусства были руководители Поволжского филиала ГЦСИ Любовь Сапрыкина, которой, увы, уже нет с нами, и Анна Гор. Анне Гор и передал Евгений Асс врученный приз, сделанный Сергеем Шеховцовым, из всех материалов предпочитающего поролон. Премия газеты The Art Newspaper Russia не стала для него исключением. На невидимом циферблате — угол, от которого остались только часовые стрелки. Вместо одной — поролоновый Биг Бен, вместо другой — поролоновая же Спасская башня. Все вместе — угол зрения.

В номинации «Выставка года» награду получила выставка Караваджо, привезенная из Италии в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которую посмотрели более 240 тысяч человек.

«Музеем года» стал Еврейский музей и Центр Толерантности, посвященный истории еврейского народа и памяти жертв Холокоста. Такой масштабный и технологичный музейный проект впервые в России осуществлен силами общественной организации.

Наконец, в номинации «Личный вклад» лауреатами названы Дмитрий Аксенов и Сергей Скатерщиков, которые купили не произведение, даже не коллекцию, а ярмарку современного искусства в Вене — VIENNAFAIR. Точнее, 70 процентов акции Венской ярмарки. Речь, конечно, не только о расширении присутствия отечественных галерей и художников на мировом рынке, но и об интеграции наших галеристов и художников в европейский арт-рынок современного искусства.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.