Биеннале в Венеции удивляет посетителей

Опубликовано: 15 января 2019

Табуреты, камни, звуки — выразительным средством для современного искусства может стать всё, что угодно, даже протест против него. Несколько десятков вещественных доказательств тому представлены на 55-й биеннале в Венеции. Среди самых впечатляющих работ критики и зрители отмечают инсталляции российских художников. Говорят, они буквально подкупают аудиторию.

Сезон дождей здесь ни при чём. Если на входе в российский павильон посетителям выдают зонт — это к деньгам. То ли новая примета, рождённая на венецианской биеннале. То ли мера безопасности. Ведь золото, падающее сверху, может ударить больно.

«Я думаю, что это блестящая идея. Мне нравится, что только женщины могут входить внутрь. Как в мифе про Данаю. Очень неожиданно. Но работает отлично», — говорит Эглида Хишно.

Специально для выставки в историческом здании российского павильона пришлось разобрать пол. Пока женщин на нижнем этаже осыпают дождём из монет, мужчины сверху наблюдают как древний миф о Данае — а именно он вдохновлял российского художника — становится похож на аттракцион невиданной щедрости.

«Даная — это тот некий образ, который характеризует наше время. Здесь написано: правда, любовь, свобода. Все эти ценности гарантированы словом художника», — говорит художник Вадим Захаров.

В то время как русские осыпают европейцев монетами, испанцы в духе утилитарного минимализма сработали на контрасте. В их павильоне нет ничего кроме строительного мусора.

«Нет, я не боюсь, что меня засыплет этими грудами из строительных отходов. Здесь можно словно заглянуть внутрь зданий. Увидеть, из чего они на самом деле сделаны», — рассказывает Вилма Шута.

Традиционные фавориты венецианских биеннале Франция и Германия в этом году удивили всех, решив обменяться своими павильонами. Под вывеской Франции, немцы собрали почти тысячу табуреток и сделали из них монументальную скульптуру. А на немецкой территории современное искусство глазами французских художников — загадочная сюита из фортепианных и космических звуков. Не имеющая пока своих выставочных площадей Португалия пришвартовалась в венецианской лагуне со своим плавучим павильоном.

Уже ставшая знаменитой гигантская золотая ракушка Куинна. После долгих странствий её выбросило теперь и на берег Венеции. Раз в два года на время биеннале город с аристократическим прошлым меняет свой облик, чтобы вновь подтвердить статус столицы мирового современного искусства. Венеции с такими достопримечательности ми мы еще не видели.

В круговороте светских вечеринок и открытий встречаются самые необычные персонажи как продолжение выставочного пространства.

«Мы никогда не говорим о других произведениях искусства, мы говорим о себе. Слово и мысль, которые мы несём — это что-то глобальное. За нами будущее», — говорят Авила и Ева.

Пока на основных площадках биеннале открываются экспозиции, у входа проходит компактный пикет. Человек сам похожий на арт-объект не видит в матрице современного искусства ничего кроме абсурда.

«Я протестуют против всей этой пустоты. Здесь слишком много пиара и мало смысла. Это бесконечное копирование друг друга. Люди уже не понимают, где истина, а где ложь», — отмечает Фабио де Оджуара.

Разбираться с современным искусством теперь будут, видимо, и ватиканские кардиналы. Гонцы святого престола по благословению папы римского впервые приехали на биеннале в Венецию. Их интерактивная часовня позволяет одним движением руки вызвать своего электронного аватара и даже помолиться ему. Смахнет пыль веков и раскачивающееся из стороны в сторону перевёрнутое летающее дерево. И камни, которые, нарушив закон гравитации, словно застыли в воздухе. Энциклопедия образов главных изобретений человечества — от колеса до спутника. Воображаемый музей в действии. Посмотреть на который на паромах и яхтах уже прибывают туристы.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.