Такэси Китано о кино, телевидении и режиссерах

Опубликовано: 15 июля 2019

Такеши Китано, приехавший в Москву на ММКФ, рассказал «Фильму.ру» о грехах и добродетелях, и о том, кто самые непревзойденные режиссеры в истории кино.

Такеши Китано, японский режиссер, продюсер, актер, комик, телеведущий и настоящее божество современного кино — почетный гость тридцатого ММКФ. Сам он при этом скромничает, на пресс-конференции заявляет, что не заслуживает такой чести и вообще еще только учится на кинорежиссера — хотя в субботу он дает мастер-класс для студентов. Мы поговорили с ним о грехах и добродетелях, политике и телевидении, трудной судьбе кино и двух лучших кинорежиссерах тоталитаризма.

— Какие самые главные добродетели и самые главные грехи кинорежиссера?

— Самый большой грех режиссера: считать, что фильм — это все.

— Все?

— Что оно заменяет все остальное на свете.

— А добродетель?

— Самая главная добродетель режиссера — не щадить себя и отдавать все свои силы для создания фильма.

— Что дальше будет происходить с кино? Очень много говорят, что кино умирает, что Вы об этом думаете?

— Кино будет, конечно развиваться, но на основе новой технологии, с использованием компьютерной графики, которая привлечет зрителя в кинозал или же к экрану, но у этой тенденции есть и другая сторона: воспитывается зритель, полностью лишенный воображения, который не может воспринять творчество на экране.

— То есть кино как искусство все-таки обречено?

— Перед зрителем будет стоять трудный выбор. На что он пойдет? Будет он смотреть серьезное произведение — и тогда кинематограф сохранится нынешнем виде, как искусство, создающее достойное произведение. А если зритель пойдет любоваться на игрушки с экрана, то судьба кино предрешена.

— А как Вы относитесь к телевидению, которому Вы отдали очень много лет и усилий. Очень многие считают, что телевидение — чистое зло. Может ли быть по-другому?

— Телевидение — действительно страшное явление. Особенно в Японии, поскольку телевидение может обладать огромной разрушительной силой. Что оно созидает? Это еще большой вопрос. Так, например, телевидение играет большую роль в политике. При помощи телевидения можно сместить премьер-министра, если правильно спланировать кампанию, и назначить на эту роль нового человека. А что в это время будет со страной? Вот об этом нужно задуматься.

— А развлекательное телевидение? Игровые шоу?

— Прежде всего должен быть какой-то критерий или уровень требований к развлекательным передачам. На кого рассчитано это развлечение? Тогда можно будет говорить об их положительной роли.

— Что Вы скажете студентам ВГИКа? Чем вы будете заниматься на мастер-классе?

— Создание фильмов — это очень сложный комплексный процесс. Прежде всего, от режиссера, человека работающего в киноискусстве, требуется знание культуры и знание технических аспектов, процессов съемки и всего остального. Но этого мало. Нужно учиться у жизни и знать человеческое общество. Нельзя в университете научиться снимать кино.

— Сейчас много снимают римейков картин — старых, иностранных. Американские режиссеры снимают римейки японских картин, например. Есть какой-то фильм, который вам хотелось бы переснять?

— Нет. Я боюсь, что я не владею мастерством, чтобы сделать римейк.

— А вы знаете русское кино? Вам нравятся какие-то русские или советские фильмы?

— Прежде всего мне нравится русский режиссер Сергей Эйзенштейн, «Иван Грозный», а еще Тарковский. А вообще два самых лучших, самых непревзойденных режиссеров на свете — Сергей Эйзенштейн и Лени Рифеншталь.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.