Королева бензоколонки и натюрморт с кирпичом

Опубликовано: 24 октября 2020

Неожиданную выставку представила в своих парадных залах Академия художеств. Проект «Советский неореализм. 1953 — 1968» объединил 160 произведений студентов, обучавшихся в знаменитом вузе в короткие годы хрущевской оттепели.

Куратор выставки ректор академии Семен Михайловский преследовал две основные задачи: прежде всего показать жизнеспособность академической традиции на малоизвестных, а то и совсем забытых именах. Молодые художники тех лет были убеждены, что их вполне традиционное искусство актуально и отвечает духу времени больших надежд. Не случайно основной портретный раздел выставки называется «Мечтатели». Кроме того, произведения советских неореалистов заставляют задуматься о природе оптимизма. Эта тема важна сейчас, во времена апатии и пессимистичных прогнозов на будущее.

Здесь уместно вспомнить имена преподавателей, которые были известными художниками. Студенты академии учились живописи у Е. Моисеенко, А. Мыльникова, В. Орешникова, искусству графики — у В. Ветрогонского и А. Пахомова, архитектуре — у И. Фомина и Е. Левинсона.

Большой архитектурный раздел является важной частью выставки. В те годы студенческие проекты новых зданий не казались несбыточными академическими упражнениями. Страна приоткрывала железный занавес, студенты узнавали о лучших работах западных архитекторов. Одновременно возвращались понимание и интерес к наследию советских конструктивистов.

В 1959 году Юрий Лобанов предложил план застройки северо-западной части Васильевского острова. Позже при освоении устья Смоленки многое было реализовано, но здания стали выше, а застройка плотнее.

В 1961 году Александр Константинов создал проект филиала Публичной библиотеки. Легкое светлое здание выгодно отличается от нынешнего помпезного и тяжеловесного комплекса РНБ на Московском проспекте. В те же годы несколько студентов — Спартак Потоличев, Петр Юшканцев, Игорь Шмелев — проектировали застройку Лахтинского района: невысокое жилье, стадион, сохранение естественного природного ландшафта. До вопиющего уродства «Регент-холла», построенного на Владимирской площади тем же Юшканцевым, было еще далеко.

Студентов-живописцев и графиков интересовали прежде всего лица современников. На языке учебных программ их работы строго назывались «женская постановка», «двойная постановка» и т. д. Для нас это важные свидетельства времени. Симпатичные девушки в нарядных платьях и пестрых юбках на картинах Анатолия Знака, Эльбруса Саккаева, Юрия Пенушкина чувствуют себя свободными людьми, живущими в стране, которая победила фашизм и отправила человека в космос. В картине «Метро» Анатолия Шестакова обычные молодые пассажиры подземки выглядят интеллектуалами, едущим на какой-нибудь международный научный форум. В этой работе много наивного, но нет иронии. Все персонажи уверены, что судьбы человечества, прогресс находятся в их руках. График Рубен Агишев явно любуется девушкой в грубом комбинезоне, под которым прячется фигура фотомодели. Она заправляет машины на бензоколонке.

В сериях городских пейзажей запоминается сияющий огнями стеклянный ларек Александра Москвичева. В 1963 году это была дизайнерская новинка. Тему труда превосходно передает картина Любови Костенко «Натюрморт с кирпичом». Никаких передовиков, ударников и дыма из заводских труб. Художница изображает мастерок и несколько кирпичей, готовых лечь в кладку здания справедливого будущего. Оно так и не наступило, но светлая память осталась.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.