Определены победители фестиваля «Киношок»

Опубликовано: 14 октября 2019

В последние дни XVII открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» зрители продолжили поиски идентичности вместе с героями из эстонского кино и посмотрели две российские премьеры.

Фильм «Осенний бал» (Эстония, режиссер Вейко Ыунпуу) — это зарисовки из жизни нескольких жителей типовых многоэтажек на окраине Таллина. Писателя Мати бросила жена. Он подглядывает за ней в окно, напивается и идет в ночной клуб, пытаясь найти себе женщину на ночь. Лаура в свободное время смотрит по телевизору сериал «Поющие в терновнике» и объясняет дочке, которую растит одна, что такое запретная любовь. Архитектор Маурер думает о том, как выглядеть комильфо в глазах своих друзей-пижонов, а подруга жизни ему надоела. Он ненавидит ее сухую кожу, сдержанность, ее одинаковые платья. Еще есть швейцар, который пользуется успехом у женщин. Они проводят с ним ночь, но по утрам всегда уходят. Только одну он захотел удержать, но безуспешно.

Каждый в этом районе хочет быть счастливым, но их жизнь бьется как ветер о бетонные стены серых домов. Рефреном через весь фильм проходит фраза, звучащая из уст разных героев: «Я никогда никем не буду и захотеть стать кем-то не могу». И именно этот фильм получил главный приз «Киношока» и приз кинопрессы, аккредитованной на фестивале.

Режиссер Татьяна Фирсова представила на «Киношоке» картину «Кипяток». Это лента о любви взрослой женщины к молодому парню — студенту. Ради него она идет в тюрьму, ради него бросает любящего мужа и двоих детей. Кино вполне народное и уже приобретенное для показа на телеканале «Россия».

— Сценарий основан на реальной истории, — призналась Татьяна Фирсова. — Он много лет пролежал у меня в столе, пока я не переписала его заново. Мне захотелось поговорить о цене любви, о той плате, которую мы готовы отдать судьбе за любовь. Стоит ли она таких жертв? Десять лет назад я написала сценарий и теперь думаю, что нет, не стоит.

Еще одну историю любви под занавес «Киношока» рассказала режиссер Анна Чернакова в картине «Сезон туманов». Писательница Марина некогда эмигрировала в Англию, выйдя замуж за автомеханика из провинциального городка. Теперь она работает парикмахером, а ее клиентки — три весьма комичные старушки, которые для жизненного драйва посещают этот «салон красоты» чуть ли не каждый день. Тоска по родине и писательству материализуется для Марины в роман со случайным знакомым, музыкантом из Москвы, приехавшим в этот сонный городок с концертом. Однако Марина за призрачной любовью не гонится и выбирает спокойное существование с мало понимающим ее мятущуюся душу, но зато вполне здравомыслящим мужем-англичанином.

— Это типичная ситуация для русских женщин, живущих и в Англии, и во Франции, в ней оказывались многие из моих подруг, — считает режиссер Анна Чернакова. — Марина говорит с акцентом и по-английски, и по-русски. Она мечется между двух культур. Ее мучит ощущение другой жизни, которая могла бы состояться в Москве, но она уехала. В итоге Марина приходит к пониманию того, что жизнь одна, — именно та, которую она для себя и выбрала. Другой просто нет.

Впрочем, в заключительный день фестиваля было решено перейти от кинопросмотров к кинопроизводству. На «Киношоке» состоялся «круглый стол» по копродукциям (совместному производству кино несколькими странами), на котором было объявлено о старте конкурса на лучший совместный кинопроект государств-участников СНГ.

Виктор Мережко, президент «Киношока», отметил, что это знаковое событие для фестиваля:

— Мы давно говорили о том, что нам необходимо не только показывать кино, но и создавать совместные проекты. Теперь мы готовы снимать такие фильмы по сценариям, предоставленным из стран — участниц СНГ и всего пространства бывшего Советского Союза. Мы хотим разорвать фестивальную оболочку и выйти на производство кино.

По регламенту конкурса участнику необходимо предоставить учредителям конкурса синопсис сценария и предполагаемый бюджет проекта в электронном виде или по почте. К заявке прилагаются сведения об авторе и продюсере с кратким перечнем предыдущих работ.

Так было положено начало конкурса, который завершится на следующем «Киношоке» в 2009 году. Тогда будут отобраны три заявки готовых к производству, к превращению в кино проектов. За этой инициативой «Киношока» стоят Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ и Министерство культуры РФ, которые и будут осуществлять частичное финансирование съемок кино, помимо продюсеров из разных стран, участвующих в копродукции. Председателем жюри станет Виктор Мережко, а в состав жюри войдут как представители Министерства культуры РФ и Фонда гуманитарного сотрудничества, так и киноведы, продюсеры.

Призы

Вечером на торжественной церемонии закрытия XVII «Киношока» были объявлены итоги работы большого жюри фестиваля.

Приз «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева за мужество, честь и достоинство получил актер Алексей Петренко.

Главный приз фестиваля «Золотая лоза» за лучший полнометражный фильм присудили картине «Осенний бал» (Эстония), режиссер Вейко Ыунпуу, продюсер Катрин Кисса.

За лучшую режиссуру наградили Кристину Буожютее, автора фильма «Коллекционерша» (Литва). Главная героиня картины снимает провокационное видео, коллекционируя отдельные эмоции: риск, любовь, ненависть.

Лучшим сценарием признали работу Эрнеста Абдыжапарова, картина «Светлая прохлада» (Кыргызстан-Казахстан), рассказывающую о том, как выдают замуж в Средней Азии.

Лучшая операторская работа — Виктор Шестоперов (режиссер- Татьяна Фирсова, «Кипяток», Россия).

Лучшая женская роль — Марина Блэйк «Сезон туманов» (режиссер- Анна Чернакова, Россия).

Лучшая мужская роль — Сергей Романюк, сыгравший в картине «Райские птицы» (режиссер — Роман Балаян, Украина).

Специальный диплом жюри присудили авторам сценария фильма «Сваны» (Грузия) Сосо и Бадри Джачвлиани, Амирану Долидзе, Эка Джангвеладзе с формулировкой: «За обращение к теме «Не убий».

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.