Игра в поддавки

Опубликовано: 21 ноября 2019

Как ни удивительно, классический мюзикл «Хелло, Долли» Дж.Хермана никогда прежде не шел в Москве. И вот появился на сцене Московской оперетты, оказавшись во многих отношениях лучшей работой ее труппы за последние годы. Давненько на этой сцене не доводилось видеть спектакля, сделанного столь стильно и со вкусом, с крепким актерским ансамблем, а не только лишь отдельными исполнительскими удачами. И это, безусловно, в первую очередь заслуга режиссера Сергея Голомазова — опытного театрального профессионала, хотя и дебютанта на музыкальной сцене.

Голомазов не просто привнес в эти стены подзабытую здесь постановочную культуру, но и сумел, в отличие от иных своих коллег из драмы, почувствовать природу жанра, не пытаясь трансформировать его во что-то другое. Не стал он вместе с тем и слишком уж навязчиво вылезать на первый план, пропуская вперед актеров, сценографа и балетмейстера. Впрочем, почти во всем том, что они делают в спектакле, ощущается его направляющая рука (жаль, что рука эта не прошлась заодно и по тексту вокальных номеров, качество перевода которых, в отличие от разговорных диалогов, порой просто удручающее).

Еще один несомненный и на первый взгляд даже более очевидный «виновник» успеха постановки — сценограф Владимир Арефьев, в работах которого не так уж часто встречается столько изящества. Очевидно, дело во многом в том, что ему в каждом конкретном случае предлагает режиссер…

А вот балетмейстер Борис Барановский проявил себя здесь весьма неоднозначно. Если кордебалет задействован им по полной программе и предстает в выигрышном свете, хотя определенное однообразие пластики все же ощущается, то с героями Барановский ведет своеобразную «игру в поддавки», позволяя им зачастую лишь имитировать танцевальные движения, коих столь настоятельно требует музыка.

Более всего огорчает донельзя примитивная пластическая разработка роли главной героини (особенно если вспомнить, какие па выделывает Барбра Стрейзанд в одноименном фильме Джина Келли). Впрочем, в остальных отношениях обе исполнительницы — Елена Зайцева и Елена Ионова — хороши, каждая по-своему. Только у Зайцевой в трактовке роли наблюдается несколько чрезмерный в данном контексте лирический крен. А Ионовой с ее настоящим, «академическим» голосом, очень уж вредят микрофоны, ощутимо искажая его звучание…

Параллели с фильмом Келли могут кому-то показаться некорректными: дескать, у американцев все это в крови — куда нам до них! Но доказали же недавние «Продюсеры» в «Et Cetera» (см. стр. 2), что и мы не лыком шиты. Там были и легкость, и настоящий драйв, коего как раз и не хватает исполнителям «Долли» (хотя актерские работы здесь по большей части вполне достойные — к примеру, Вячеслав Иванов и Дмитрий Шумейко — Горас, Владислав Кирюхин — Корнелий, Александр Каминский — Барнаби, и не только они).

Недостает драйва и добротной в целом работе музыкального руководителя спектакля Андрея Масалева. Когда за пультом Ксения Жарко, его становится заметно больше. Но по-настоящему раскачать этот оркестр, похоже, гораздо труднее, нежели труппу.

Проблема в том, что Московская оперетта премьеры выпускает нечасто, особенно с участием собственной труппы. Соответственно, артисты несколько увязли в рутине «текущего репертуара», в котором выкладываться по полной вроде как и не надо (публика приходит в основном случайная, для нее и так сойдет). А с другой стороны, мюзиклу, в том числе и классическому, необходима обкатка. Если же премьера играется три раза, а потом ее дают лишь по одному с перерывами до нескольких недель, то все начинает разбалтываться. В таких условиях собственной труппе трудно состязаться с участниками «проектных» мюзиклов, набираемыми по кастингу: последние лучше технически подготовлены, да еще и имеют возможность оттачивать исполнение, потому как эти-то спектакли играются на той же самой сцене блоками по десять и более раз подряд. Если бы ту же «Долли» играли хотя бы по пять, качество ансамбля, без сомнения, было бы выше, а сценический ритм — жестче. Правда, для этого нужна еще и соответствующая реклама. Иначе получается опять же игра в поддавки, в результате которой художественно более доброкачественный продукт пользуется куда как меньшим зрительским спросом, нежели какой-нибудь «Монте-Кристо», раскрученный по полной программе.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.