«Актуальное искусство» — это политическая провокация

Опубликовано: 11 декабря 2018

Рубка икон топором и «человек-собака» Кулик лишь дискредитируют нашу страну в глазах всего мира.

Честно говоря, у меня всегда вызывало изумление российское актуальное искусство. Прежде всего, тем, что оно никому не нужно, да и не искусство это вовсе. То, что возникло в 90-е годы под этим брендом – всего лишь политическая провокация. Рубка икон топором, «человек-собака» Кулик – малохудожественны. В том смысле, что мало кому придет в голову пойти в «музей» на это смотреть.

Откровенно говоря, я думал, что так же обстоят дела и на Западе, пока не попал на выставку актуального искусства в Эрмитаж. Что же оказалось? Оказалось, что западное актуальное искусство не имеет с российским почти ничего общего. Мне запомнилось такое произведение – британская художница насобирала дохлых мух да стрекоз, повесила их на ниточки, посадила на насекомых, как на коней, маленьких человечков с сабельками. Называлось это произведение «войны лилипутов» или что-то в этом роде. Вокруг висевших на ниточках мух с человечками толпилась куча радостных детей, с громадным удовольствием рассматривавшая этих «бибигонов». Выходит, на выставку актуального искусства на Западе можно ходить с детьми и дети получат удовольствие? И вы не рискуете напороться на голого лающего дядю или на другого дядю, крошащего иконы топором? Похоже, что так.

Но если мое наблюдение верно, получается, что российское актуальное искусство – не актуальное искусство вовсе. Это странная политическая конструкция, призванная не допускать подлинное актуальное искусство в нашу страну, заменяя его провокациями и пропагандой.

Таким образом убиваются сразу два зайца. В глазах российского общественного мнения сама идея актуального искусства дискредитируется, актуальные художники шельмуются как бездарные и грубые провокаторы, чей бизнес состоит в издевательстве над религиозными и нравственными чувствами жителей нашей страны. Ну а в глазах западного общественного мнения «дорогие россияне» выставляются сборищем дикарей, не способных понять красоту актуального искусства, приобщиться к культуре современного Запада. «И все довольны».

Приведу пример. Недавно в Москве с большой помпой прошла выставка знаменитого западного художника-концептуалиста Ильи Кабакова. Художник, эмигрант из России, и впрямь знаменит. Про выставку рассказали все крупнейшие российские телеканалы. Однако что привез по просьбе российских заказчиков в Москву художник? На что делался акцент при показе его работ по телевидению? На созданный им в 70-е годы муляж советского сортира. Муляж крайне натуралистический. Если вы бывали в привокзальных туалетах на «дальних станциях», вы можете себе представить, что было изображено.

Но когда заходишь на сайт автора, понимаешь, что творчество этого художника состоит не только из заляпанного всяким сортира. Нет, оказывается, есть у него и другие произведения. Зачем же те люди, которые привезли в Москву выставку, сделали акцент именно на сортир? Похоже, наша гипотеза и впрямь верна. В России существует устойчивая традиция политизации и дискредитации актуального искусства в глазах граждан.

Конечно, и на Западе было время, когда актуальные художники стремились эпатировать публику. Но время это давно прошло. Если актуальное искусство развивалось в России в естественных условиях, оно без сомнения быстро прошло бы этап эпатажа, преодолело его как некую подростковую болезнь.

Похоже, российское актуальное искусство нарочно «опускают», заставляя его оставаться в мерзкой политико-пропагандистской нише. Если бы перфомансы российских актуальных художников имели хоть какую-нибудь ценность, эти люди быстро стали бы классиками на Западе. Однако насколько я понимаю, никаких серьезных позиций в западном мире у российского актуального искусства нет. Прежде всего, потому, что рубка икон топором с точки зрения Запада не представляет никакой художественной ценности. Представьте себе человека, который нарисовал черный квадрат сто лет спустя после Малевича. Да его засмеют на сто верст в округе. Так же и здесь.

Зато, говорят, в мире крайне популярно китайское актуальное искусство. Китайские художники входят в топ самых продаваемых авторов. Что-то подсказывает мне, однако, что китайцы не рубят статуи Будды топором и не строят огромных китайских привокзальных сортиров. Буду рад ошибиться, конечно.

Так что российское и русское общественное мнение не должно сильно сердиться на российских актуальных художников. Это люди, которых искусственно держат в дикости и отрыве от западной культуры. Наша задача, таким образом, не оттолкнуть от России и русского народа актуальное искусство, представляющее собой законный и часто остроумный вид творчества, а помочь ему выйти из искусственного политического гетто, куда оно было загнано усилиями «кураторов».

Ведь актуальное искусство – это тоже индустрия. В нормальном национальном государстве для российских актуальных художников может быть поставлена следующая простая цель – занять 10% мирового рынка к 2020, скажем, году.

Освободившись от ненужной политизации и провокаторского бизнеса, актуальное искусство получит почву для развития в нашей стране. В конце концов, именно Россия сделала для развития этого жанра очень многое и была пионером в этой отрасли искусства.

Так что нам нужно не ругать его и уничтожать, а напротив, помочь освободиться от политических пут. Тогда совершенно нормальным станет поход с детьми в музей актуального искусства. Или школьные экскурсии на каникулах.

Ведь, если убрать провокаторов, актуальное искусство способно будить «чувства добрые», как и завещал великий Пушкин. Сам, кстати, тот еще экспериментатор и любитель поехидничать в адрес Церкви.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.