Трагедия «Союзмультфильма»

Опубликовано: 29 января 2020

Превратившаяся в музей некогда крупнейшая в Европе студия мультфильмов надеется на возрождение при помощи госдотаций.

В пятницу, 10 июня, студия «Союзмультфильм» отметила свое 75-летие. Некогда крупнейшая в Европе студия мультфильмов переживает сегодня упадок. О ее былом величии напоминают такие шедевры, как «Маугли», «Вовка в Тридевятом царстве», «Ёжик в тумане», «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», но новых картин «Союзмультфильм» не выпускал вот уже более 20 лет.

Как сообщает Интерфакс, накануне празднования 75-летия студии ведущие режиссеры-мультипликаторы «Союзмультфильма» — Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Леонид Шварцман и Эдуард Назаров опубликовали открытое письмо к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой поддержать отечественную мультипликацию и выделить 250-300 миллионов рублей на развитие студии. Автора письма считают, что государственное финансирование в течение 8 лет позволит «Союзмультфильму» собрать новых штат талантливых художников, сценаристов и аниматоров и сделать некогда гиганта советской мультиндустрии конкурентоспособным на российской рынке анимации.

«Государственная поддержка — это было самое прекрасное, что могло быть вообще в искусстве. Она должна помочь и должна внушить авторам, творцам, тем, кто будет делать, что им не надо будет бояться завтра не получить эти деньги», — считает автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн.

Сегодня же штат студии «Союзмультфильм» насчитывает 8 человек. Сама студия и буквально, и номинально превратилась в музей. В 2003 году «Союзмульфильм» переименовали в Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», которому поручено управлять правами на все наследие студии и заниматься прокатом мультфильмов из «золотого фонда».

Чтобы содержать студию и платить зарплату немногочисленному персоналу руководству «Союзмультфильма» приходится сдавать часть помещений в аренду, а в остальных устраивать экскурсии для школьников и студентов. Экс-мультипликатор Вячеслав Шилобреев, работавший над короткометражным мультфильмом «Бездомные домовые» режиссера Станислава Соколова, теперь начальник музейно-выставочной деятельности киностудии «Союзмультфильм».

«Тут лежит кукла из мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», а вот Слоненок — только не тот, который с Мартышкой и Удавом, а который идет в школу», — показывает Шилобреев журналистам НТВ экспонаты своего музея.

Сегодня в производстве на «Союзмультфильме» находится лишь одна картина — «Гофманиада», кукольный мультфильм по сказкам Гофмана и рисункам Шемякина. Картина находится в производстве последние 10 лет и неизвестно когда будет выпущена. В 70-е годы прошлого века «Союзмультфильм» выпускал до сорока картин в год.

Создатель «Чебурашки» и «Троих из Простоквашино» Эдуард Успенский считает, что государственные дотации не выправят бедственного положения в «Союзмультфильме». В интервью Русской Службе Би-би-си он заявил, что студию могут спасти лишь конкурентно-способная продукция, грамотный менеджмент и борьба с пиратством. Директор «Союзмультфильма» Василий Шильников в Успенским не согласен, он считает, что проблема в том, что такое большое предприятие, как «Союзмультфильм» не выдерживает конкуренцию «с маленькими мобильными студиями», которым не нужно содержать большой штат и платить за обширные помещения.

«Молодые аниматоры производят множество новых фильмов. Они могут участвовать в конкуренции, побеждать на фестивалях, а студия им для этого больше не нужна», — считает Шильников.

Успенский называет главной причиной, по которой молодые художники не хотят работать на «Союзмультфильме», консерватизм, бюрократию и плохой менеджмент в компании. По его словам, студии Walt Disney, у которой «Союзмультфильм» перенял опыт конвейерного производства мультфильмов, не мешают динамично развиваться ее большие размеры и штат.

Также, по словам автора «Чебурашки», властям необходимо бороться с пиратством, чтобы студии смогли себя поддерживать за счет выпуска новых картин и проката мультфильмов из «золотого фонда».

Несмотря на обращения Норштейна и других знаковых фигур «Союзмультфильма» к президенту и премьеру многие известные фигуры в мире кино и мультипликации уже не верят в восстановление студии. По словам телепродюссера и сооснователя студии «Пилот» Анатолия Прохорова, «это примерно как реконструировать Парфенон и требовать, чтобы он был приспособлен для служения ритуальных обрядов и возрождения этой самой языческой религии». Эдуард Успенский также не видит трагедии в том, что «Союзмультфильм» больше не производит и не выпускает мультики. По его словам, сейчас в России есть успешные частные мультипликационные студии, на которых были созданы популярные «Смешарики» и «Маша и Медведь».

Независимо от того, чем обернется очередное обращение Норштейна и его коллег к российскому президенту, сегодня создается впечатление, что «Союзмультфильм» — это капитан того корабля, который ушел под воду 20 лет тому назад. А как известно корабль последним покидает его капитан. Может быть, пришло и его время.

Читайте также: Новости Новороссии.

Читайте также: Сводки событий Новороссии.